РЕСПУБЛИКА ТЫВА
АДМИНИСТРАЦИЯ ЧАА-ХОЛЬСКОГО КОЖУУНА
ТЫВА РЕСПУБЛИКА
ЧАА-ХОЛ КОЖУУН ЧАГЫРГАЗЫ
________________________________________________________________
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«26» октября 2021 г. № 591
с.Чаа-Холь
О муниципальной программе «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Чаа-Хольском кожууне на 2022-2024 годы»
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. с изменениями N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", администрация Чаа-Хольского кожууна постановляет:
1. Утвердить муниципальную Программу "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Чаа-Хольском кожууне на 2022-2024 годы", согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Управлению финансов администрации Чаа-Хольского кожууна при формировании проектов кожуунного бюджета Чаа-Хольского кожууна на 2022-2024 годы включать Программу в перечень муниципальных целевых программ, подлежащих финансированию за счет кожуунного бюджета, с ежегодным уточнением объема выделяемых на ее реализацию ассигнований.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на зам. председателя администрации Чаа-Хольского кожууна Ондар С.С.
Председатель администрации
Чаа-Хольского кожууна Р.Баз-оол
Утверждена
постановлением администрации
Чаа-Хольского кожууна
от « » октября 2021 г. №
Муниципальная программа
«Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Чаа-Хольском кожууне на 2022 – 2024 годы»
I. Паспорт
II. Основные положения Программы
В Программе используются следующие понятия:
Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов.
Полигон твердых бытовых отходов (далее – полигон ТБО) - сооружения для размещения бытовых отходов, построенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами.
Санкционированные места размещения отходов - разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со СНиП. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
1. Краткая характеристика проблемы с обоснованием необходимости ее решения программными методами.
По оценочным данным на территории Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва образуется 10,0 тыс. тонн отходов в год.
Структура отходов, образующихся в Чаа-Хольском кожууне
Для некоторых видов отходов в Чаа-Хольском кожууне реализованы технические решения по их утилизации и обезвреживанию.
Анализ источников образования отходов производства и потребления показывает, что исходные виды отходов образуются в процессе производства и потребления как юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и населения. Однако, в соответствии с действующим законодательством вопросы организации сбора, использования, обезвреживания большей частью решены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Действующая система обращения с отходами, практически не вовлекает в оборот отходы, образующиеся у населения. Система сбора у населения особо опасных отходов и отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, отсутствует.
Обращение с отходами физических лиц регулируется федеральным законодательством (Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») только для собственников многоквартирных домов в части передачи твердых бытовых отходов на захоронение. Обязанности частных домовладельцев в сфере обращения с отходами федеральным законодательством не установлены. В результате возникает проблема организации сбора, вывоза отходов для жильцов частной жилой застройки, отходы размещаются ими в несанкционированных местах.
Отходы, являющиеся ликвидными вторичными материальными ресурсами (отходы полиэтиленовой бутылки, полиэтиленовой пленки, алюминиевой банки, макулатура, картон, стеклотара, тряпье, пластмасса и др.), практически не отбираются в целях последующего направления на перерабатывающие предприятия. В Чаа-Хольском кожууне вторичные материальные ресурсы, в основном, не собираются и не перерабатываются, за исключением слабо развитой системы сбора отработанных аккумуляторных батарей, металлолома. Предприятия по глубокой переработке твердых бытовых отходов на территории Чаа-Хольского кожууна и в целом по республике отсутствуют, что не позволяет уменьшать объемы захоронения отходов и вовлекать в оборот вторичное сырье.
По данным проведенным отдела по имущественным и земельным отношениям администрации Чаа-Хольского кожууна на территории кожууна имеется 4 объекта размещения твердых бытовых отходов, в том числе: количество отмежеванных-2, санкционированных мест размещения отходов-2. Организации, осуществляющей деятельность по обращению с отходами имеющей лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, размещению отходов 4-5 класса опасности, на территории кожууна не имеется.
Система управления обращением с отходами во многом зависит от формирования эффективной тарифной политики, которая требует оптимизации.
В настоящее время в Республике Тыва утвержден тариф для регионального оператора ООО «СТ-ТБО» за 1 куб.м – 570,24 руб. норматив для индивидуального жилищного сектора установлен -1,9 куб.м в год на 1 чел. (норматив для ИЖС в месяц – 0,1583 куб.м или размер платы населения за услуги по обращению с ТКО из расчета на 1 чел. в месяц составляет 90,27 руб.). При этом каждый собственник должен иметь контейнер.
В настоящее время медицинские отходы обезвреживаются организацией ГБУЗ РТ «Чаа-Хольская ЦКБ» .
Работа с населением по повышению социальной ответственности и знаний граждан в области безопасного обращения с отходами ведется недостаточно, что приводит к нарушению населением экологических и санитарных норм – захламлению территорий, в том числе водоохранных зон, лесов, отходами, потере отходов, являющихся вторичным материальным сырьем, загрязнению окружающей среды особо опасными отходами, образующимися у населения.
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения в области развития региональной инфраструктуры по обращению с отходами, необходим межведомственный подход, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов деятельности в сфере обращения с отходами.
2. Цели и задачи Программы.
Целью Программы является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в с.Чаа-Холь и сельских поселениях Чаа-Хольского кожууна, направленное на сокращение объемов захоронения отходов, увеличение объемов их утилизации и переработки с учетом выполнения требований законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с отходами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) развитие системы сбора и утилизации отходов производства и потребления;
2) развитие системы сбора, обезвреживания особо опасных отходов;
3) обустройство существующих санкционированных мест размещения отходов, организация сбора твердых бытовых отходов;
4) ликвидация несанкционированного размещения отходов;
5) совершенствование системы управления обращением с отходами;
6) образование, воспитание и просвещение населения в сфере безопасного обращения с отходами.
7) Организация пункта временного хранения отходов 1-3 классов опасности.
Цели и задачи Программы, с указанием целевых индикаторов, приведены в приложении № 1 к Программе.
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена четырьмя направлениями:
1.Нормативно-правовое и информационное обеспечение сферы обращения с отходами Чаа-Хольского кожууна;
2.Совершенствование организации, управления и координации системы обращения с отходами Чаа-Хольского кожууна;
3.Воспитание экологической культуры населения и обучение безопасному обращению с отходами.
4.Проведение работ по обустройству существующих санкционированных мест размещения отходов.
Для создания условий по легитимному размещению отходов на территории Чаа-Хольского кожууна планируется:
обустроить существующие санкционированные места размещения отходов;
приобрести и установить контейнеры и экосетки для сбора твердых бытовых отходов в частном секторе сельских поселений Чаа-Хольского кожууна;
приобретать расходные материалы (пакеты), эксплуатировать транспортные средства для кольцевого бесконтейнерного сбора и вывоза твердых бытовых отходов в частном секторе сельских поселений;
приобрести транспортные средства для сбора, вывоза твердых бытовых отходов.
Перечень мероприятий Программы не является закрытым. Изменения в ходе реализации Программы разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном для формирования и утверждения проекта Программы.
IV. Необходимые для реализации программы потребности в материально-технических, информационных и трудовых ресурсах
Для реализации Программы будут использованы трудовые ресурсы : отдел земельных и имущественных отношений администрации Чаа-Хольского кожууна, отдел сельского хозяйства администрации Чаа-Хольского кожууна, отдел архитектуры, строительства и ЖКХ, органов местного самоуправления сельских поселений, организаций – исполнителей программных мероприятий.
V. Необходимое финансовое обеспечение с распределением расходов по годам, статьям и источникам финансирования
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджетов всех уровней, по прогнозным данным, составит- 2787,0 тыс. рублей, в том числе:
республиканский бюджет – 840,0 тыс. рублей;
бюджет Чаа-Хольского кожууна – 1947,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники –0 тыс. рублей.
VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В результате реализации Программы будет обеспечено снижение негативного воздействия на окружающую среду отходами и достигнуты следующие показатели, характеризующие конечные результаты ее реализации и определяющие ее эффективность, в том числе:
создание условий для легитимного размещения отходов;
создание, с использованием механизма частно-государственного партнерства, обезвреживания отходов производства и потребления;
ликвидация несанкционированных мест размещения отходов;
обезвреживание особо опасных медицинских отходов, образующихся в организациях и у населения;
обезвреживание ртутьсодержащих отходов, образующихся в организациях и у населения;
утилизация отработанных автошин, образующихся у населения и организаций;
утилизация отходов электрического и электронного оборудования, образующегося у населения.
Организация пункта временного хранения отходов 1-3 классов опасности.
Кроме того, Программа позволит:
повысить информированность населения в части безопасного обращения с отходами;
обеспечить сбор и вывоз ТБО отходов, образующихся в частных домовладениях.
Кроме того, реализация Программы будет способствовать:
росту объема услуг, оказываемых в сфере обращения с отходами;
VII. Система управления реализацией Программы
Основными механизмами реализации программы, а также задачами органов местного самоуправления Чаа-Хольского кожууна по созданию условий и обеспечению решения задач и достижения цели Программы являются следующие.
Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании муниципальных контрактов (договоров), заключаемых заказчиком Программы с поставщиками товаров, работ и услуг.
Заказчиком-координатором Программы, организатором управления реализацией Программы и контролирующим органом за ходом реализации Программы является отдел земельных и имущественных отношений администрации Чаа-Хольского кожууна (далее – заказчик-координатор).
Исполнителями мероприятий Программы выступают органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, исполнительные органы администрации Чаа-Хольского кожууна.
Заказчик–координатор при реализации Программы выполняет следующие функции:
управление реализацией Программы;
координация деятельности муниципальных заказчиков и исполнителей мероприятий Программы в пределах своей компетенции;
контроль за ходом реализации Программы;
оперативный контроль за выполнением мероприятий Программы и мониторинг результатов их реализации, в том числе за целевым и эффективным использованием финансовых средств и материально-технических ресурсов, направляемых на реализацию Программы;
выявление отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых, установление причины и разработка мер по устранению отклонений;
анализ, корректировка хода выполнения Программы, внесение предложений по совершенствованию реализации Программы.
Для выполнения работ в рамках мероприятий Программы привлекаются независимые консультанты, эксперты, общественные и научные организации.
Контроль за реализацией мероприятий Программы ведется на основе отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Органы местного самоуправления Чаа-Хольского кожууна принимают участие в исполнении программных мероприятий за счет средств местных бюджетов, за счет субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Тыва, и представляют в отдел земельных и имущественных отношений администрации Чаа-Хольского кожууна отчет об исполнении мероприятий Программы.
Ревизионная комиссия Чаа-Хольского кожууна контролирует целевое использование выделенных финансовых средств хозяйствующими субъектами.
В случае нецелевого использования средств, хозяйствующий субъект лишается права на дальнейшее финансирование своей деятельности из средств, направляемых на реализацию настоящей программы, и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.