Счетчик обращений граждан и организаций
ПОСТУПИЛО 482 НА РАССМОТРЕНИИ 460 РЕШЕНО 22

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от «12» ноября 2025 г. № 416 Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения населения Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва

Последнее обновление: 20.11.2025

Описание: Описание: Описание: Описание: C:\Users\Эрес\Desktop\17chaaholski_g.gif

 

ТЫВА РЕСПУБЛИКАНЫН «ЧАА-ХОЛ КОЖУУН»

МУНИЦИПАЛДЫГ РАЙОН ЧАГЫРГАЗЫ

 

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«ЧАА-ХОЛЬСКИЙ КОЖУУН» РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «12» ноября 2025 г. № 416

с. Чаа-Холь

 

Об утверждении Положения о муниципальной системе

оповещения  населения Чаа-Хольского кожууна

Республики Тыва

В соответствии с Федеральными законами от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения», распоряжение администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун» Республики Тыва от 5 ноября 2025 г. №466 «О вводе в эксплуатацию муниципальную систему оповещения населения Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва первым этапом», администрация Чаа-Хольского кожууна ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить прилагаемое Положение о муниципальной системе оповещения населения Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва.

2. Признать утратившим силу постановление администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва от 4 июня 2021 г. №326 «О порядке оповещения и информирования Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования на сайте администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва.

4. Контроль над исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя администрации Чаа-Хольского кожууна по жизнеобеспечению.

                               

 

 

              

Председатель администрации

Чаа-Хольского кожууна                                                   А.В. Одегей

                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждено

постановлением администрации

Чаа-Хольского кожууна

Республики Тыва

от 12 ноября 2025 г. № 416

                                              

                                                       

                                              ПОЛОЖЕНИЕ

о  муниципальной системе оповещения населения

Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва

 

  1. Общие положения
  1. Положение о муниципальной системе оповещения населения Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва (далее - МСОН) определяет назначение, основные задачи и тре­бования к МСОН, порядок ее задействования и под­держания в состоянии постоянной готовности.
  2. Оповещение населения - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) и защите населения от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природ­ного и техногенного характера органами управления и силами ГО и муниципального звена ТП РСЧС Республики Тыва, а также для применения населением средств и спосо­бов защиты.

Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных при­родных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по МСОН.

  1. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных про­цессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной инфор­мации до органов управления единой государственной системы предупрежде­ния и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, - это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

  1. МСОН создается администрацией Чаа-Хольского кожууна для доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2023 г. № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения».

КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовых уровнях.

Границами зоны действия МСОН являются административные границы Чаа-Хольского кожууна.

Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экс­тренного оповещения населения.

  1. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности МСОН и КСЭОН является составной частью комплекса мероприятий, проводимых администрацией Чаа-Хольского кожууна по подготовке и ведению гражданской обороны, предупрежде­нию и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера.
  2. МСОН является сегментом региональной системы оповещения населения (далее - РСОН).
  3. МСОН должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении № 3 к Положению о системах оповещения населе­ния, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 578/365 «Об утверждении Положения о системах опове­щения населения».
  4. На МСОН оформляется паспорт, установленного образца Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий.

 

  1. Назначение и основные задачи муниципальной системы оповещения населения
  1. Системы оповещения населения создаются для доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  2. МСОН на территории Чаа-Хольского кожууна предназначена для обеспечения дове­дения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и муниципального звена Чаа-Хольского кожууна территориальной подсистемы РСЧС Республики Тыва.
  3. Основной задачей МСОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:

руководящего состава ГО и муниципального звена Чаа-Хольского кожууна территориальной подсистемы РСЧС Республики Тыва;

сил ГО и муниципального звена Чаа-Хольского кожууна территориальной подсистемы РСЧС Республики Тыва;

дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций и дежурных служб (руководителей) соци­ально значимых объектов;

людей, находящихся на территории Чаа-Хольского кожууна.

Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.

 

  1. Порядок задействования муниципальной системы оповещения населения
  1. Задействование по предназначению МСОН планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, Планом гражданской обороны и защиты населения и Планом действий по предупреждению и ликви­дации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Чаа-Хольского кожууна.
  2. Оперативный дежурный ЕДДС Чаа-Хольского кожууна, получив в системе управления ГО и ТП РСЧС Республики Тыва сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до председателя администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, организаций (собственников объектов), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и муниципального звена Чаа-Хольского кожууна территориальной подсистемы РСЧС Республики Тыва.
  3. Решение на задействование МСОН принимается председателем администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва или лицом, временно исполняющим его обязанности.

КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению председателя администрации Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, руководителя организации (собственника объекта, производства, гидротехнического сооружения), в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.

  1. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.

В автоматическом режиме функционирования МСОН включается (запускается) по заранее установленной программе при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (за­пуск) систем оповещения населения.

В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) МСОН и КСЭОН осуществляется оперативным дежурным ЕДДС Чаа-Хольского кожууна, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при по­ступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.

В ручном режиме функционирования МСОН оперативный дежурный ЕДДС Чаа-Хольского кожууна:

направляет заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и (или) экстренной информации в соответствии с заключенными соглашениями;

информирует уполномоченных лиц, осуществляющих включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.

Основной режим функционирования МСОН - автоматизированный.

16. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительно­стью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передаю­щие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительно­стью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания). Оповещение населения осуществляется подачей сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», представляющего собой звучание изменяющихся тональности и амплитуды звучания (от минимума до максимума, но не более 120 дБА), путем включения оконечных средств оповещения с последующей передачей аудио, аудиовизуальных, текстовых сообщений с экстренной информацией.

Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосред­ственно с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС Чаа-Хольского кожууна.

Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвиж­ной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).

Аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические со­общения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно оперативными дежурными ЕДДС Чаа-Хольского кожууна.

  1. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов опо­вещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:

сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;

сети проводного радиовещания;

сети уличной радиофикации;

сети кабельного телерадиовещания;

сети эфирного телерадиовещания;

сети подвижной радиотелефонной связи;

сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;

сети связи операторов связи и ведомственные;

сети систем персонального радиовызова;

информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»;

громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носи­мые средства оповещения.

Порядок привлечения операторов связи и редакций средств массовой информации независимо от форм собственности определяется на основании договоров (соглашений) о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации, заключаемых администрацией Чаа-Хольского кожууна.

  1. В населенных пунктах, неохваченных МСОН, сигналы оповещения и экстренная информация до населения доводится с помощью специальных транспортных средствах с установленными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, ручных механических сирен, рынд и электромегафонов. 
  2. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комис­сией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспече­нию пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) кожууна.
  3. Порядок действий оперативного дежурного ЕДДС Чаа-Хольского кожууна, дежурных диспетчерских служб организаций, а также лиц, задействованных в организации передачи (доведении) сигналов оповещения и экстренной информации, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Тыва, администрацией Чаа-Хольского кожууна, настоящим Положением и инструкциями должностных лиц ЕДДС Чаа-Хольского кожуунам и дежурно-диспетчерских служб организаций.
  4. Постоянно действующий орган управления муниципального звена Чаа-Хольского кожууна ТП РСЧС Республики Тыва, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации.

 

  1. Поддержание в готовности муниципальной

системы оповещения населения

 

  1. Поддержание МСОН, КСЭОН в готовности организуется и осуществляется администрацией Чаа-Хольского кожууна.

                 Поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию МСОН достигается за счет:

а) осуществления обучения оперативного дежурного ЕДДС Чаа-Хольского кожууна уполномоченного на задействование МСОН;

б) заблаговременного формирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

в) регулярного проведения проверок наличия и готовности технических средств оповещения системы оповещения населения в соответствии с проектно-технической документацией;

г) эксплуатационно-технического обслуживания, ремонта неисправных и замены выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;

д) создания запасов (резервов) средств оповещения населения и поддержания их в готовности к использованию по предназначению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;

е) осуществления реконструкции МСОН в случаях, установленных пунктом 6 Правил создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения».

ж) наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования системы опо­вещения населения;

з) готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;

  1. В целях контроля за поддержанием в готовности МСОН, КСЭОН организуются и проводятся следующие виды проверок:

комплексные проверки готовности МСОН, КСЭОН с вклю­чением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;

технические проверки готовности к задействованию МСОН, КСЭОН без включения оконечных средств оповещения населения и доведения сигнала оповещения и соответствующей информации до населения.

Проверки готовности МСОН проводятся в соответствии с Порядком проведения комплексных и технических проверок готовности систем оповещения населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения».

Критерии оценки готовности систем оповещения населения к использованию по предназначению устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Комплексные проверки готовности МСОН проводятся два раза в год комиссией по проверке готовности системы оповещения, назначаемой администрацией Чаа-Хольского кожууна. Включение оконечных средств оповещения и доведение до населения сигнала оповещения и соответствующей информации осуществляются в дневное время в первую среду марта и октября, при этом замещение эфирного телевизионного вещания и радиовещания осуществляется с 10 часов 43 минут по местному времени продолжительностью до 1 минуты.  

При подготовке к проведению комплексных проверок готовности МСОН заблаговременно (не позднее 3 рабочих дней до их начала) осуществляется информирование населения об их проведении.

В состав комиссии по проверке готовности МСОН и КСЭОН включаются представители администрации Чаа-Хольского кожууна, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, операторов связи, предоставивших каналы связи в интересах МСОН.

По решению КЧС и ОПБ кожууна могут проводиться до­полнительные комплексные проверки готовности МСОН, КСЭОН.

По результатам комплексной проверки готовности МСОН, КСЭОН оформляется акт по результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения (далее - акт), в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением № 3 к Положению о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365, а также уточняется паспорт МСОН, КСЭОН.

Акт оформляется по форме, устанавливаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается председателем администрации Чаа-Хольского кожууна, или лицом, исполняющим его обязанности.

Утвержденный акт направляется в Главное управление МЧС России по Республике Тыва не позднее 30 календарных дней с даты включения оконечных средств оповещения и доведения до населения сигнала оповещения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» и информации в виде аудио-, аудиовизуального, текстового сообщения «Проводится проверка готовности системы оповещения населения! Просьба сохранять спокойствие!».

Технические проверки готовности к задействованию МСОН, КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения с периодичностью не реже одного раза в сутки. Результаты технической проверки готовности МСОН, КСЭОН отражаются в журнале несения дежурства ЕДДС Чаа-Хольского кожууна, проводившим техническую проверку.

Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска МСОН.
          24.  Хранение информации и протоколирование событий оповещения населения осуществляется на блоке управления МСОН, который реализован на одноплатном компьютере ARM архитектуры, и содержащий встроенную базу для хранения всех необходимых данных. Память блока управления организована на двух сменных microSD картах, что обеспечивает резервирование и восстановление баз данных и программного обеспечения. Вся отображаемая оперативному дежурному ЕДДС на мониторе информация, генерируемые страницы, списки и прочая информация формируется в блоке управления.

Срок хранения информации документирования составляет не менее трех лет. Формат сохраняемой информации документирования определяется применяемыми в системе оповещения населения техническими средствами оповещения. Документирование выполнения техническими средствами оповещения действий (процессов, функций, алгоритмов) в ходе оповещения населения (проверки системы оповещения населения) на бумажном и электронном (USB-накопитель, жесткий диск, оптический диск) носителях.

 

  1. Мероприятия по созданию, реконструкции муниципальной системы оповещения населения

 

25.  Мероприятия по созданию, реконструкции МСОН проводятся в соответствии с Правилами создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2023 № 769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения», требованиями к системам оповещения населения, являющимися приложением № 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 578/365.

26.  МСОН программно и технически должна сопрягаться с РСОН. При сопряжении используется единый протокол информационного обмена между техническими средствами оповещения различных производителей, разработанный с целью создания единого информационного пространства для обеспечения совместимости систем оповещения населения всех уровней, построенных на технических средствах оповещения различных производителей.

КСЭОН, кроме сопряжения с муниципальной (региональной) системой оповещения, должна иметь программно-аппаратное сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля.

Сопряжение РСОН и МСОН обеспечивается Службой по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва.

27. Вывод действующей МСОН из эксплуатации осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств МСОН, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой МСОН.

28. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных МСОН, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).

Номенклатура, объем, порядок создания и использования резерва технических средств оповещения МСОН устанавливаются администрацией Чаа-Хольского кожууна.

 

  1. Финансирование мероприятий по созданию

и поддержанию в состоянии готовности МСОН

 

29. Финансирование создания (реконструкции) и поддержания в постоянной готовности МСОН осуществляется за счет средств муниципального бюджета Чаа-Хольского кожууна и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.