Распоряжение об организации внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса)
Утвержден
распоряжением администрации
Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва
от 07 сентября 2018 г. №384
ПОРЯДОК
организации внутреннего обеспечения соответствия
требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в администрации муниципального района
«Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва»
I. Общие положения
-
- Настоящий Порядок разработан в соответствие с Методическими рекомендациями по организации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – антимонопольный комплаенс) и устанавливает общие требования к организации внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее – антимонопольный комплаенс) в администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» ( далее – администрация Чаа=-Хольского кожууна).
1.2.Для целей методических рекомендаций используются следующие термины:
«Антимонопольное законодательство» - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
«Антимонопольный комплаенс» - совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных правовым актом (актами) органа власти, направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
«Антимонопольный орган» - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
«Доклад об антимонопольном комплаенсе» - системный документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в органе власти;
«Коллегиальный орган» - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности внедрения органом власти антимонопольного комплаенса;
«Нарушение антимонопольного законодательства» - недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации;
«Риски нарушения антимонопольного законодательства» - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции, а также применения мер ответственности в связи с наступлением таких событий;
«Уполномоченное подразделение» - подразделение органа власти, осуществляющее внедрение и контроль за исполнением в органе власти антимонопольного комплаенса.
-
- Методические рекомендации применяются при разработке, внедрении, реализации, проведении оценки и совершенствовании антимонопольного комплаенса.
II. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
2.1. Целями антимонопольного комплаенса являются:
- обеспечение соответствия деятельности администрации Чаа-Хольского кожууна требованиям антимонопольного законодательства;
- профилактика нарушений требований антимонопольного законодательства в его деятельности администрации Чаа-Хольского кожууна;
- повышение уровня правовой культуры в администрации Чаа-Хольского кожууна;
- сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства.
2.2. Задачи антимонопольного комплаенса:
- выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства;
- управление рисками нарушений антимонопольного законодательства;
- контроль соответствия деятельности администрации Чаа-Хольского кожууна требованиям антимонопольного законодательства;
- оценка эффективности организации администрации Чаа-Хольского кожууна антимонопольного комплаенса.
2.3. При разработке и внедрении антимонопольного комплаенса администрации Чаа-Хольского кожууна рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
- законности;
- заинтересованности руководства администрации Чаа-Хольского кожууна в эффективности и результативности антимонопольного комплаенса;
- регулярности оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информационной открытости действующего в администрации Чаа-Хольского кожууна антимонопольного комплаенса;
- ответственности администрации Чаа-Хольского кожууна за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;
- непрерывности анализа и функционирования антимонопольного комплаенса;
- совершенствования антимонопольного комплаенса.
3. Уполномоченное подразделение (должностное лицо), ответственное за организацию и функционирование антимономольного коплаенса в администрации муниципального района «Чаа-Холький кожуун
Республики Тыва»
3.1. Уполномоченным должностным лицом, ответственным за организацию и функционирование антимономольного коплаенса в администрации Чаа-Хольского кожууна является главный специалист по контрактной системе и имущественным отношениям кожууна,а Коллегиальным органом Общее собрание предпринимателей Чаа-Хольского кожууна .
3.2. Общий контроль организации органом власти антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования возлагается на председателя администрации Чаа-Хольского кожууна с выполнением им следующих полномочий:
а) введение в действие акта об антимонопольном комплаенсе, внесение в него изменений и дополнений, а также внутренних документов органа власти, регламентирующих реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применение мер ответственности за нарушение правил антимонопольного комплаенса;
в) рассмотрение материалов, отчетов и результатов периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принятие мер, направленных на устранение выявленных недостатков;
г) осуществление контроля за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
3.3. При создании Уполномоченного подразделения (назначении должностного лица) органу власти необходимо руководствоваться следующими принципами:
а) принцип подотчетности Уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно председателю администрации Чаа-Хольского кожууна;
б) принцип наделения Уполномоченного подразделения (должностного лица) необходимыми полномочиями и ресурсами для выполнения своих задач, в том числе за счет определения порядка взаимодействия лиц, осуществляющих антимонопольный комплаенс, и других структурных подразделений администрации Чаа-Хольского кожууна.
3.4. К компетенции Уполномоченного подразделения (должностного лица) относятся следующие полномочия:
а) организация разработки и представления на утверждение председателю администрации Чаа-Хольского кожууна акта об антимонопольном комплаенсе (представление предложений по внесению изменений в указанный акт), а также внутренних документов органа власти, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности их возникновения;
в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих (работников) и подразделений администрации Чаа-Хольского кожууна, разработка предложений по их исключению;
г) консультирование и организация обучения служащих (работников) администрации Чаа-Хольского кожууна по вопросам, связанным соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями администрации Чаа-Хольского кожууна по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) разработка процедур внутренних расследований, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса
ж) организация внутренних расследований, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса и участие в них;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему по вопросам, связанным с выявленными нарушениями, проводимыми проверками, и привлечения к ответственности;
и) информирование руководителя администрации Чаа-Хольского кожууна о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
к) иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного комплаенса.
3.5. К функциям Коллегиального органа относятся:
- рассмотрение и оценка планов мероприятий («дорожных карт») органов власти по реализации антимонопольного комплаенса;
- рассмотрение и утверждение Доклада об антимонопольном комплаенсе.
4 . Выявление и оценка рисков
4.1. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства являются неотъемлемой частью внутреннего контроля соблюдения органом власти антимонопольного законодательства.
4.2. По результатам оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства органом власти определяются риски нарушения антимонопольного законодательства, вероятность, причины и условия их возникновения.
4.3. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Уполномоченным подразделением (должностным лицом) на регулярной основе проводятся:
- анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства, за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
- анализ действующих нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества;
- анализ проектов нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества;
- мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства;
- разработка и поддержание в актуальном состоянии методики выявления внутренних и внешних рисков нарушения антимонопольного законодательства в рамках или в связи с общей политикой органа власти по применению антимонопольного комплаенса;
- проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мер контроля;
- проведение регулярных проверок («глубокое погружение», опросы) для выявления у администрации Чаа-Хольского кожууна остаточных рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.4. При проведении анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства, за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) администрации Чаа-Хольского кожууна реализуются следующие мероприятия:
1) осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях администрации Чаа-Хольского кожууна, о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
2) составляется Перечень нарушений антимонопольного законодательства в председателя администрации Чаа-Хольского кожууна.
Перечень нарушений антимонопольного законодательства в органе власти содержит сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях законодательства, отдельно по каждому нарушению, и содержит информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных органом власти на недопущение повторения нарушения.
Перечень нарушений антимонопольного законодательства в органе власти должен содержать классификацию по сферам деятельности администрации Чаа-Хольского кожууна.
Указанный анализ проводится органом власти не реже одного раза в год.
4.5. При проведении анализа действующих нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества органом власти реализуются следующие мероприятия:
1) разрабатывается исчерпывающий перечень действующих нормативных правовых актов администрации Чаа-Хольского кожууна (далее – Перечень актов) с приложением текстов таких актов;
2) Перечень актов размещается на официальном сайте органа власти в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» в свободном доступе;
3) на официальном сайте органа власти размещается уведомление о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по Перечню актов;
4) обеспечивается возможность направления замечаний и предложений организаций и граждан по Перечню актов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
5) Перечень актов направляется на рассмотрение представителям бизнес-объединений;
6) осуществляется сбор и анализ представленных замечаний и предложений;
7) проводится совещание с представителями администрации Чаа-Хольского кожууна и бизнес-объединений по обсуждению представленных предложений и замечаний к Перечню актов;
8) по итогам проведения указанного совещания составляется протокол совещания, а также таблица по пересмотру нормативных правовых актов администрации Чаа-Хольского кожууна с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений.
Анализ действующих правовых актов проводится не реже одного раза в год.
4.6. При проведении анализ проектов нормативных правовых актов, в том числе с участием представителей бизнес-сообщества администрации Чаа-Хольского кожууна реализуются следующие мероприятия:
1) проект нормативного правового акта размещается на официальном сайте администрации Чаа-Хольского кожууна в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» приравнивается к такому размещению) с включением в обосновывающие материалы информации, содержащей сведения о соответствии проекта нормативного правового акта требованиям антимонопольного законодательства;
2) обеспечивается возможность направления замечаний и предложений организаций и граждан с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
3) Уполномоченным подразделением организуется сбор и оценка поступивших предложений и замечаний;
4) по итогам рассмотрения полученных предложений и замечаний по проекту нормативного правового акта Уполномоченным подразделением подготавливается справка о выявлении (отсутствии) в проекте нормативного акта положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
4.7. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства Уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
1) на постоянной основе осуществляется сбор сведений, в том числе в структурных подразделениях и территориальных органах администрации Чаа-Хольского кожууна, о правоприменительной практике в администрации Чаа-Хольского кожууна;
2) по итогам сбора указанной информации подготавливается аналитическая справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики, а также о проблемах правоприменения;
3) один раз в полугодие проводятся рабочие совещания с представителями администрации Чаа-Хольского кожууна с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики и по вопросам проблем правоприменения.
По итогам проведения указанного совещания составляется протокол, а также подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения.
4.8. При выявлении отдельных рисков администрации Чаа-Хольского кожууна проводится их оценка с учетом следующих показателей:
1) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности администрации Чаа-Хольского кожууна по развитию конкуренции;
2) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
3) возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства;
4) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде дисквалификации.
В качестве матрицы рисков используется следующая формула:
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности администрации Чаа-Хольского кожууна по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют |
Незначительный |
Возможность выдачи предупреждения |
Существенный |
Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Возможность выдачи предупреждения и (или) возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
На основе анализа, проведенного администрации Чаа-Хольского кожууна нарушения антимонопольного законодательства, Уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляются карты рисков.
В карты рисков включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероятность повторного возникновения рисков.
Карты рисков составляются не реже одного раза в год и подлежат утверждению актом администрации Чаа-Хольского кожууна, который размещается на официальном сайте администрации Чаа-Хольского кожууна в сети «Интернет».
5.9. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в Доклада об антимонопольном комплаенсе.
- План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
5.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства Уполномоченным подразделением (должностным лицом) на основе карты рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается план мероприятий («дорожная карта»), представляющая собой перечень мер, необходимых для устранения причин и условий недопущения, ограничения и устранения конкуренции и последовательность их применения, а также перечень мероприятий, необходимых для устранения выявленных рисков.
5.2. В плане мероприятий («дорожной карте») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства указываются:
- наименования мероприятий;
- описание действий, направленных на исполнение мероприятий;
- должностное лицо (структурное подразделение) администрации Чаа-Хольского кожууна, ответственное за исполнение мероприятия;
- срок исполнения мероприятия;
- показатели выполнения мероприятий.
5.3. План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается ежегодно.
5.4. План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается актом администрации Чаа-Хольского кожууна после одобрения его Коллегиальным органом и размещается на официальном сайте администрации Чаа-Хольского кожууна в сети «Интернет».
5.5. Уполномоченный подразделение (должностное лицо) на постоянной основе осуществляют мониторинг исполнен я планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
5.6. Информация об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Ознакомление служащих (работников) администрации Чаа-Хольского кожууна с антимонопольным комплаенсом и обучение требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
6.1. Требования об ознакомлении с антимонопольным комплаенсом в администрации Чаа-Хольского кожууна, а также требования о знании и изучении антимонопольного законодательства и требований антимонопольного комплаенса подлежат включению в должностные регламенты служащих администрации Чаа-Хольского кожууна и должностные инструкции работников органа власти.
6.2. При поступлении на государственную или муниципальную службу, а также при приеме на работу в администрации Чаа-Хольского кожууна на должность, не относящуюся к государственной или муниципальной службе, гражданин Российской Федерации должен быть ознакомлен представителем работодателя с Правовым актом об антимонопольном комплаенсе.
6.3. Администрация Чаа-Хольского кожууна обеспечивает систематическое обучение своих служащих (работников) требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в следующих формах:
- вводный (первичный) инструктаж;
- целевой (внеплановый) инструктаж;
- повышение квалификации;
- плановая аттестация.
6.4. Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и Правовым актом об антимонопольном комплаенсе проводятся при приеме служащих (работников) на работу, в частности, при переводе служащего (работника) на другую должность, если она предполагает другие трудовые функции.
6.5 Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, Правового акта об антимонопольном комплаенсе и при выявлении антимонопольным органом или Уполномоченным подразделением (должностным лицом) признаков нарушения (установления факта) антимонопольного законодательства в деятельности администрации Чаа-Хольского кожууна.
Повышение квалификации служащих (работников) в части изучения требований антимонопольного законодательства рекомендуется осуществлять с периодичностью не реже одного раза в три года.
Проведение плановых аттестаций служащих (работников) по вопросам антимонопольного комплаенса на основе решений теоретических и практических задач с периодичностью не реже одного раза в три года.
6.6. Методы проведения указанных форм обучения определяются администрацией Чаа-Хольского кожууна самостоятельно (лекции, семинары, тренинги, дистанционные методы обучения) с учетом специфики обучения и программ подготовки (переподготовки) специалистов по конкурентному праву.
6.7. Информация о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. В целях оценки организации и функционирования в администрации Чаа-Хольского кожууна антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса как отдельно Уполномоченного подразделения, так и администрации Чаа-Хольского кожууна в целом.
7.2. Ключевые показатели для Уполномоченного подразделения (должностного лица) устанавливаются в целях оценки эффективности мероприятий, осуществляемых данным Уполномоченным подразделением (должностном лицом).
Ключевыми показателями для органа власти в целом устанавливаются в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в результате деятельности органа власти по результатам выявления и оценки рисков, с учетом матрицы рисков, описанной в пункте 4.8 настоящих Методических рекомендаций.
7.3. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
7.4. Информация о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса включается в Доклад об антимонопольном комплаенсе.
8.Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
- информацию о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информацию об утверждении и исполнении планов мероприятий («дорожных карт») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- информацию о проведении ознакомления служащих (работников) с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
8.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе федерального органа не реже 1 раза в год представляется Уполномоченным подразделением федерального органа исполнительной власти на утверждение Коллегиальному органу.
Доклад об антимонопольном комплаенсе федерального органа утвержденный Коллегиальным органом, размещается на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Доклад об антимонопольном комплаенсе федерального органа исполнительной власти, утвержденный Коллегиальным органом, представляется в ФАС России для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса федеральных органов исполнительной власти в Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 частью 2 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе администрации Чаа-Хольского кожууна не реже 1 раза в год направляется Уполномоченным подразделением (должностным лицом) администрации субъекта Российской Федерации в адрес Регионального уполномоченного органа для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в ежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с положениями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р.
После утверждения Коллегиальным органом доклада о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации, Уполномоченное подразделение (должностное лицо) администрации Чаа-Хольского кожууна размещает Доклад об антимонопольном комплаенсе администрации Чаа-Хольского кожууна на официальном сайте администрации Чаа-Хольского кожууна в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
8.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе администрации Чаа-Хольского кожууна не реже 1 раза в год представляется Уполномоченным подразделением (должностным лицом) органа местного самоуправления на утверждение Коллегиальному органу.
Доклад об антимонопольном комплаенсе администрации Чаа-Хольского кожууна, утвержденный Коллегиальным органом, размещается на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляется Уполномоченным подразделением администрации Чаа-Хольского кожууна в адрес Регионального уполномоченного органа для последующего включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса администрации субъекта Российской Федерации в ежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с положениями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р.